ФОРУМ БОРИСОГЛЕБСКОГО РАЙОНА
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [390]
Православная страница [8]
Советы юриста [1]
Сельское хозяйство [0]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня сайт посетили:
Борисоглебский
Праздники России
Православные праздники
Главная » Статьи » Статьи

Воспитание возвращается в школу
  В начальной школе грядут перемены. После новогодних каникул у четвероклассников в расписании появится новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики», а точнее, один из шести его модулей – «Основы православной культуры».
  Остались позади продолжавшиеся несколько лет споры о необходимости введения такого курса в школьную программу, и теперь согласные и несогласные должны вместе решать – как на практике осуществить нововведение. Программа курса разработана на самом высоком уровне Министерством образования, подготовлен учебник, его автором стал профессор Московской Духовной академии протодиакон Андрей Кураев,
 но до сих пор оставался нерешенным вопрос о кадрах преподавателей. Никто и нигде раньше таких учителей не готовил.
  И вот в ноябре этого года в Ярославском институте развития образования были созваны первые курсы по подготовке учителей нового предмета. От нашего района обучение прошли Наталья Валентиновна Вологдина из Борисоглебской школы № 1 и Александра Яковлевна Воронович из школы с. Вощажниково. Они-то и стали первыми наставниками для учителей начальных классов школ Борисоглебского района по новому предмету.
  О сути новой программы рассказала заместитель заведующей отделом образования Борисоглебского района Елена Юрьевна Клюкина:
  – Отправной точкой к созданию программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ) послужило личное поручение Президента России, объявленное 2 августа прошлого года. В основе программы лежат правовые и нормативные документы, главный из них – Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности граждан России; а 8 октября текущего года вышел приказ департамента образования. Сам предмет ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
  «Основы православной культуры», сокращенно ОПК; «Основы мусульманской культуры»; «Основы буддистской культуры»; «Основы иудаистской культуры»; «Основы мировых религий»; «Основы светской этики». Предмет будет преподаваться один раз в неделю, всего 35 часов.  Родители четвероклассников – прямые участники процесса по введению нового курса в школьную программу. Им было дано право решать, какой их шести предложенных модулей преподавать их детям. И в школах внимательно отнеслись к мнению родителей. Прошли родительские собрания, учителя дошли до каждой семьи, разъясняя содержание каждого модуля. Весьма показательно, что в школах нашего района родители единогласно отдали предпочтение «Основам православной культуры», исключение составили две семьи – их детям будут преподавать «Основы мусульманской культуры». 
  Учебной базой по подготовке учителей ОПК стала Борисоглебская школа № 1. Сюда съехались со всего района 25 учителей-первопроходцев, кому предстоит начинать новое дело. За предельно короткий срок – три дня, именно столько отведено на курсы – им нужно усвоить хотя бы малую часть знаний из невероятно огромного мира православия. Самым трудным оказался первый день учебы. Что греха таить, для большинства собравшихся как православие, так и другие религии – словно далекая планета, где-то есть, да и ладно. Но преподавать… как, возможно ли это? Этот вопрос легко читался на лицах почти всех присутствующих. Правда, были и откровенно недовольные. Но, как оказалось, это все только поначалу. Лекции тьюторов Александры Воронович и Натальи Вологдиной, напутственные слова игумена Борисо-Глебского монастыря отца Иоанна вызвали живой интерес у слушателей, и к концу дня не осталось не только недовольных, но даже просто равнодушных. Потом было посещение Борисо-Глебского собора, беседа игумена Иоанна, и все окончательно успокоились. После теории последовала практическая часть – требовалось самостоятельно подготовить методическую разработку будущего урока.
  Все участники курсов разделились на группы, каждая из них готовила свой урок. Темы были заданы такие: «Храм», «Икона», «Пасха», «Молитва», «Совесть и раскаяние», «Христианская семья и ее ценности».
  День защиты проектов стал самым интересным. В роли экзаменаторов выступали Людмила Алексеевна Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования Ярославской области и Лариса Петровна Бокова, старший методист этой же кафедры. В роли независимого эксперта выступал богослов, послушник Борисо-Глебского монастыря Николай. Все уроки получили зачет, а педагоги – много добрых советов от коллег и экзаменаторов. Увенчалась учеба заслуженной наградой – вручением свидетельств о прохождении краткосрочных курсов по повышению квалификации учителей. Это дает право преподавать «Основы православной культуры» (равно как и другие пять модулей) в начальной школе. Вручали свидетельства Людмила Алексеевна Харитонова и Лариса Петровна Бокова. К концу обучения учителя и наставники стали коллективом единомышленников. Пришло понимание необходимости и большой значимости перемен в школьной жизни.
 Светлана Александровна Курицына, учитель школы д. Юркино:
  – Мне было трудно приступать к такому материалу, я многое не понимала, а что-то не воспринимала, внутренне не соглашалась, но вот начались занятия, объяснения наших наставников, встреча с отцом Иоанном, посещение собора Бориса и Глеба, потом работа с книгами, совместный труд с коллегами – и все встало на свои места. Мне теперь кажется, что я всегда ждала этого, это теперь мое, это моя духовная радость.
  Анна Николаевна Синицына, методист, учитель школы с. Неверково:
  – В современном обществе, в семье утрачены понятия добра, материнской любви, крепкой семьи. Дети начальной школы не могут ответить на вопрос – что такое материнство, большинство из них живет в неполных семьях. Я сама была крещена уже в сорокалетнем возрасте, после того, как тяжело заболела, добрые знакомые говорили, что надо креститься. Я приняла крещение, и болезнь стала отступать. Я готова сейчас вместе с детьми учиться понимать православие. Тем более что в моем роду есть священник – мой дед служил в Троице-Борской церкви до ее закрытия.
Александра Яковлевна Воронович, тьютор, учитель школы с. Вощажниково:
  – На первых порах был страх, что что-то не получится, пришли учиться люди в основном далекие от веры, от Церкви – ни знаний, ни опыта, а им надо учить детей. Очень помог игумен Иоанн, выступил перед учителями, ободрил, вручил каждому учителю набор из книг и CD-дисков, которые очень понадобятся в работе, обещал и в будущем поддержку по возможности, большое ему спасибо. Практическая часть занятий – методическая разработка уроков – всех порадовала и приятно удивила: наши курсанты показали не просто знания, а проявили творческий подход, изобретательность, прямо-таки вложили душу в свои проекты. Все уроки были хорошими. Все очень старались. Это удивительно, но люди преобразились, было видно, с каким желанием и интересом они работали. Хочется верить, что они смогут заинтересовать и своих учеников этим предметом.
  Елена Юрьевна Клюкина, заместитель заведующей отделом образования Борисоглебского МР:
  – На этом учеба не заканчивается, встречи тьюторов и учителей будут регулярными, отдел образования намерен создать методическое объединение преподавателей ОРКСЭ, для получения новых знаний и обмена опытом.
Людмила Алексеевна Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования:
  – Работа начинается в довольно сложной ситуации. Сложность заключается в том, что сами учителя глубоко не знают предмет. Их просто нигде не учили этому. Сложность номер два – в восприятии этого курса родителями – неприятие каких-то моментов, время было такое, идеология не позволяла. Перестроиться трудно. Изначально было заложено, что эта работа будет идти в союзе с Церковью. Если сегодня учитель понимает, что Церковь – носитель нравственности, он будет искать в ней поддержку. Но не надо забывать, что новый курс включает в себя шесть модулей – кроме православия, это и ислам, и буддизм, и иудаизм. И у всех шести модулей есть общая основа – это нравственные ценности. По Ярославской области подготовлено уже 600 учителей для преподавания ОРКСЭ. Хочется верить, что это число будет расти и возможно будет переломить ситуацию в стране в пользу добра.
  Екатерина Владимировна Михалева, служащая отдела социальной помощи населения Борисоглебского района, мама ученика школы № 1:
  – Когда в школе нам рассказали о новом предмете, о разных вариантах, мы решили выбирать между светской этикой и духовностью, православной культурой. Подумали, нам показалось, что для ребенка сейчас доступнее и ближе православная культура, культура нашего народа. Надеемся, что этот предмет положительно повлияет на детей.
  Светлана Юрьевна Ажаева, служащая коммунального отдела Борисоглебского МР, мама ученика школы № 1:
  – Я не очень хорошо поняла, что это за новый предмет, с учительницей разговаривали, но все в общих чертах. Сначала привлекла светская этика, но поняли, что это сложно для четвероклассника, мы прислушались к мнению нашей учительницы, мы ей доверяем, и остановились на православной культуре. Что это за предмет, поймем, когда дочка начнет его изучать, уроки мы делаем вместе. Я слышала от знакомой, что в каком-то из предложенных курсов есть уроки о семье, я бы хотела, чтобы эти уроки был и в нашем курсе.
  Священник Борис Украинцев, настоятель Свято-Троицкого храма с. Вощажниково:
  – Думаю, что люди, неравнодушные к судьбе страны, понимают, что общество только выиграет, если наши дети станут нравственнее, чище, совестливее. Никто не собирается насильно вести детей в храм и призывать молиться, это личный выбор каждого, выбор родителей, но речь идет о праве ребенка знать и понимать традиции, культуру, историю своего народа. В нашей школе седьмой год преподается предмет «Истоки», в основе которого лежат знания о православии, а не так давно появился кадетский класс, я знаю этих ребят, меня как священника приглашают туда для проведения бесед о нравственности. Так вот, и учителя, и родители отмечают перемены в поведении ребят в лучшую сторону: дисциплина, форма, установка на воспитание положительных качеств делают свое дело. Учителям, приступающим к новому делу, преподаванию «Основ православной культуры», хочу пожелать не бояться, что знаний маловато, знания придут, было бы серьезное желание потрудиться, послужить благому делу. И – Бог нам на помощь!
   Протодиакон Андрей Кураев, профессор, доктор богословских наук, автор учебника ОРКСЭ, в интервью газете «Ярославские епархиальные ведомости»:
  – Отмечу важное: в школу возвращается воспитание. Это заявлено официально в решении Министерства образования о том, что в школе появляется новая предметная область – духовно-нравственный компонент. Наш курс «Основ религиозных культур и светской этики» – лишь один из шагов в проекте этих больших перемен в школьной жизни. Там, где воспитание, речь идет о системе ценностей, о мировоззрении. Детям и родителям должна быть предоставлена возможность выбора того, с каким мировоззрением они хотят познакомиться. Как выбирают в школе, какой язык изучать, так и здесь. Я думаю, если речь пойдет о старшей школе, то там, наверное, уже не только родители, а скорее и сами дети будут выбирать, с какой культурой мысли они хотят познакомиться поближе.

  Подготовила Людмила Данилова
Категория: Статьи | Добавил: vadgorev (16.12.2010)
Просмотров: 1005 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 4
4 Жужа  
0
Накосяпорят учителя, невозможно за 3 дня натаскать преподов по основам православной культуры, будут учить детей тому, как сами поняли краткий пересказ курса. Сколько ученики за Учителем ходили, прежде чем они пошли в народ проповедовать христианство, ну не 3 дня!

3 священник Александр Аниканов  
0
Людмила Алексеевна Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования: ...Если сегодня учитель понимает, что Церковь – носитель нравственности, он будет искать в ней поддержку.

Думаю Церковь окажет поддержку, тем более что духовная составляющяя и история православия будет интересна и мусульманам и буддистам и иудаистам.


2 Михаил  
0
Людмила Алексеевна Харитонова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования:
...Но не надо забывать, что новый курс включает в себя шесть модулей – кроме православия, это и ислам, и буддизм, и иудаизм. И у всех шести модулей есть общая основа – это нравственные ценности...

Вот здесь я не понял:что. у нас в районе и буддисты и иудеи имеются? Т.е., наши дети должны и с их верованиями знакомиться?
Относительно ислама - особый вопрос. Думаю тем, кто живет на нашей земле или приезжает сюда всерьез и надолго, просто необходимо старательно изучать русский язык, а также веру нашу и наших отцов и дедов, и культуру православную, хотя бы в рамках этого курса. Речи не идет, разумеется, о необходимости посещения православных храмов, участия в Таинствах и обрядах Православной Церкви.
Сомневаюсь я, чтобы школьники Ингушетии или Чечни изучали бы у себя "православный модуль". Ведь в "чужой монастырь со своим уставом не лезут"?


1 Михаил  
0
В добрый путь!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы adm --
Борисоглебские вести © 2024
Все права защищены. При копировании гиперактивная ссылка на "Борисоглебские вести" обязательна. Материалы заголовки которых помечены знаком * публикуются на правах рекламы
Бесплатный хостинг uCoz