Об истории и
смысле праздника Рождества Христова рассказывает священник Александр
Аниканов.
Господь наш
Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование
императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август
повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась
тогда и Палестина.
У евреев был
обычай вести переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели
свои города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие
от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город
Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не
нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой
пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, родился
Богочеловек, Спаситель мира. В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью
праздник. Начало его относится ко временам
Апостолов.
Этот праздник является одним из любимейших у
нас, вторым по величине после Святой Пасхи. В домах и храмах стоят украшенные
елки, все дети, ожидавшие рождественской сказки, получили подарки, по домам
ходят христославы, веселье будет продолжаться все Святые дни (они так и
называются – «святки») до 19 января.
В старые времена Рождество было долгожданно.
Празднику предшествовал сорокадневный пост. Люди постились, готовились принять
Святых Христовых Таин, тем слаще было праздничное
веселие. В советское время праздник был запрещен как буржуазный, запрещено было
также и празднование Нового года (хотя до этого наши предки Новый год почти не
праздновали). Но люди, которые почитали семейные традиции и праздники, а
Рождество- это, действительно, семейный праздник, ждали приход Рождества. Кто
мог, тайком пробирался в церкви на службу, кто праздновал дома, в деревнях
продолжали ходить христославы, и праздник не умер. Только в 1935-м году власти
пришлось разрешить празднование, но «реабилитирован» был только Новый год, а
после перемены календаря этот праздник выпадал на конец
поста.
Но что мы знаем о Рождестве Христа? Что же
принесло христианство на землю?
Рождество
означало конец языческой культуры и начало христианской, на которой основана вся
наша нынешняя цивилизация. Языческий период был самым темным в истории
человечества и отличался жестокостью, невежеством, пороками. Христианство
постепенно принесло «свет» миру: любовь, смирение, милосердие, терпение. Оно
объяснило великую истину, что основы человеческой жизни есть любовь и
добродетель, которые способствуют созидающим силам. Зло и грех приносят вред и страдания человечеству. Все
нынешние ценности и нормы цивилизованного общества, а также законность, письмо,
образование, искусство и пр. создавались под плодотворным влиянием христианства.
Наше летосчисление начинается с рождением Иисуса Христа. Влияние христианства на
русскую культуру вообще невозможно переоценить, так как летопись русской
истории, письменность и культура фактически и начинаются с принятием
христианства.
Для чего же
все-таки необходимо было родиться Богу во
плоти?
Рождение Христа
ожидали еще первые люди. После грехопадения и изгнания из рая Господь дает Адаму
обетование о рождении Спасителя, который вернет людей в райские
обители.
Первый человек, совершив грех, исказил природу всего человечества, вместе с
грехом вошла в человека смерть. Ева,
родив первого сына - Каина, думала, что сбылось обетование, но тот был
завистливым и гордым и стал первым убийцей. Пораженный
грехом и рождает греховного, и, чтобы вернуть человечеству прежнее состояние,
необходимо было воплощение (рождение) второго лица Пресвятой Троицы – Бога Сына.
Событие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного
ему не было в истории земли. "Велия благочестия тайна,
Бог явися во плоти”. Родился
Христос – истинный Бог и Человек, и с Его рождением начинается Его путь к нашему
спасению – к Его крестной смерти.
Вифлеемская пещера, принявшая в себя
Богомладенца, стала прообразом Святой Православной
Церкви, где ежедневно, перед началом Божественной Литургии, на жертвеннике
рождается Христос, и там же проходит вся его жизнь от рождения до крестной
жертвы и вознесения: «Яко овча на заколение ведеся…»
Человеческое
сердце должно также стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается,
возрастает, живет и царствует Христос — Бог и Человек. И, открываясь навстречу
Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его
Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой.
«Своей
человеческой святостью Христос оправдал всех: и тех, кто был Его плотью и
кровью, и тех, кто родился от Него духом. И Ветхий Израиль, живший до Рождества
Христова, и мы, Новый Израиль, явившийся в мир вместе с Рождеством Христовым под
сенью Божией благодати, объединяемся одними чувствованиями, яже во Христе Иисусе. И вера, надежда и любовь — главные из
них. И именно эти чувствования делают всех нас родными и близкими вопреки
пространству и времени, разделяющими людей. -Эти
чувствования можно назвать одним словом — жаждой Бога, - сказал архимандрит Иоанн Крестьянкин.
Апостол Павел
называет Иисуса Христа новым Адамом, от которого произошло новое святое
потомство, предназначенное к вечному спасению. Это великое потомство составляют
все христиане, принявшие учение Христа, рожденные от воды и Духа во имя Его
во Святом крещении, питающиеся Божественным Телом Его и
Кровию в Таинстве Святого Причастия, вскормленные и
живущие в лоне Его Церкви. Вот почему так важно понимать суть того, для чего мы
крестились, и что нам дает Святая Церковь.
Ибо немощь
падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и
наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи,
мы знаем, что с нами- Бог!
С праздником
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!