ФОРУМ БОРИСОГЛЕБСКОГО РАЙОНА
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [390]
Православная страница [8]
Советы юриста [1]
Сельское хозяйство [0]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня сайт посетили:
Борисоглебский
Праздники России
Православные праздники
Главная » Статьи » Статьи

Новый год или Рождество?
  Январь – это сплошная череда праздников. Некоторые любители застолий начинают отмечать их с 25 декабря и заканчивают 14 января – так называемым «старым Новым годом». Почему же у нас возникло такое календарное разностилье и как правильно отмечать праздники?
  Календарная чехарда
  В Древней Руси Новый год начинался 1 марта, позднее – 1 сентября. Казалось бы, какое новолетие в разгар зимы, когда снег белым ковром покрыл землю, лед сковал реки, люди прячутся от холода в дома, поближе к теплу… О каком возрождении природы в это время может идти речь?
  Впервые в России Новый год стал отмечаться 1 января по указу Петра I в 1700 году. В указе говорилось: «Ведомо ему, великому государю, стало, что во многих европейских християнских странах и у греков, от которых наша вера православная принята – все те народы лета свои исчисляют от Рождества Христова с 1 числа января… И для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета на Руси счислять в приказах и во всех делах с нынешнего января с 1 числа…» Петр I повелевал с 1 по 7 января украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, веселиться и поздравлять всех с Новым годом. А в знак веселья приказал «учинять огненныя потехи, из мушкетов произвести стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». Эта новая традиция с трудом прививалась в нашей стране, новые европейские манеры насаждались насильственно, сегодня же Новый год является одним из самых популярных праздников.
  Однако, отмечая Новый год в разгар Рождественского поста, когда все православные должны соблюдать строгий пост, свидетельствующий об особой важности наступающего торжества, многие невольно задаются вопросом, почему так случилось, что последние десятилетия мы отмечаем Новый год не как в старину – после Рождества, а на неделю раньше, и почему наше Рождество не совпадает с католическим? Что такое новый и старый календарные стили? Имеют ли они отношение к дате Рождества Христова? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно совершить экскурс в историю.
  Старый стиль – это юлианский календарь, тот самый, который существовал во время земной жизни Иисуса Христа. Этот календарь был разработан трудами египетских ученых под руководством Созигена в 45 году до новой эры по поручению Юлия Цезаря в качестве государственного календаря Римской империи. По юлианскому календарю и православная Русь, и Западная Европа, то есть весь христианский мир, жили до 1582 года. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII осуществил реформу календаря. Внешне реформа была продиктована благими соображениями: сделать календарь более точным. По юлианскому календарю продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов. А для того, чтобы все года имели целое количество суток, приходилось каждый четвертый год считать високосным, как бы имеющим 366 суток. Для этого к самому короткому месяцу февралю прибавлялся еще один день. Астрономы Григория XIII подсчитали продолжительность года еще точнее – 365 суток, 5 часов и 49 минут. Эту среднюю продолжительность года они положили в основу нового календаря, названого по имени Папы григорианским календарем, или новым стилем. Исправляя ошибку старого юлианского календаря, который давал неточность в 11 минут каждый год, астрономы сразу же прибавили к 1582 году 10 дней, в XX веке прибавляется уже 13 дней, а после 2100 года разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней! Смена календарей объяснялась тем, что старый юлианский недостаточно точен. Однако, по свидетельству ученых астрономов, все календари, известные в мире (а их множество: индусский, магометанский, мексиканский, египетский, есть даже календарь Французской Республики), даже самые верные, показывают течение времени весьма условно.
  В России григорианский календарь был введен лишь в начале XX века декретом В.И. Ленина от 14 февраля 1918 года. Тогда пятница 1 февраля была объявлена пятницей 14 февраля. Русская православная церковь так и не перешла официально на григорианский календарь. Отсюда такая путаница. Именно поэтому русский Новый год, который мы называем «старым Новым годом», стал не 1-го, а 14 января.
  Святочные забавы в Вощажниковской волости
  Можно только позавидовать нашим предкам, у которых не было дилеммы: отмечать Новый год или поститься до Рождества. До 25 декабря (ныне 7 января) продолжался строгий пост, а после праздника Рождества наступало время всенародного веселья – святки. В продолжение святок проводились обряды, в которых православные традиции сливались с языческими действами. В каждой местности наблюдались свои специфические особенности проведения святочных дней. В этом смысле весьма интересна брошюра, изданная в Москве в 1902 году «Святочные обычаи «ряженье» и «гаданье» в Вощажниковской волости Ростовского уезда Ярославской губернии». Автор ее – известный в Ростовском уезде земский врач и автор публицистических статей по краеведению и по медицинской проблематике Василий Иванович Ивановский. Уроженец села Вёска, сын священника о. Иоанна Ивановского, коллежский советник, за свою многогранную благотворительную деятельность был награжден орденами св. Станислава и св. Анны III степени.
  В своей брошюре Ивановский подробно описывает, как проходили святки в «графщине», так называли вотчину графа Шереметева. В деревнях обычно после Крещения наступало время проведения свадеб, и ожидание этих свадебных торжеств еще более располагало к веселью. Ряженье и гаданье, как утверждает Ивановский, составляли специальную принадлежность святок. Причем участвовали в этих театрализованных действах и молодежь, и бабы, и мужики. Последние, впрочем, делали это исключительно «ради выпивки». Не забывали при этом и практическую выгоду. Ряженые любили ходить в дома к сельской интеллигенции: к священникам, учителям, богатым мужикам – питерцам, где им перепадало «на гостинцы». Рядились как можно «чуднее» и отправлялись на беседы: «поют, пляшут, чудят наивозможнейшим образом, оттого картина получается живая и комичная». Девицы, как правило, изображали молодцов. Надевали штаны и «пенжак», подводили усы сажей, косы убирали под картузы. Практиковалось и ряженье в цыганку – это делали обыкновенно женщины постарше. Пестрое платье, цветной платок, растрепанные волосы, выпачканное лицо, сверток тряпок, изображающий ребенка – и костюм цыганки готов. Среди вощажниковских мужиков было распространено ряженье в медведя. Самый смелый из них изображал медведя на цепи при помощи вывернутой наизнанку шубы, ползал на четвереньках, рычал, выкидывал разного рода коленца, показывал, «как ребята горох воруют» и «как русские мужики водку пьют». Исследователь этих обычаев заключает, что «вся эта театральность и артистический талант делали ряженье очень веселой забавой для нетребовательных обывателей наших деревень».
  Новый год до смены календаря на Руси приходился на святочную неделю, а также совпадал с большим церковным праздником – памятью Василия Великого. Так, наши предки отдавали дань прежде всего святому Василию. Новолетие, как по-церковному называется Новый год, отмечалось, как правило, молебном в храме. Но особого почитания, тем более на селе, этот праздник не удостаивался.

  Светлана Лапшина

  - Что делать верующим людям, если в их семье родственники отмечают новый год?
  Отвечает священник Александр Аниканов:
  - Во-первых, если в семье есть верующие и неверующие, то православным не надо превозноситься перед своими нецерковными родственниками. Не нужно забывать, что пост призывает нас прежде всего к смирению. 
  Что касается празднования нового года, то каждый сам человек сам  определяет  для себя степень поста в этот день. Церковь не против  самого  праздника, но отмечая его, не нужно забывать, что он приходится на самый строгий период Рождественского поста, когда христиане готовятся к более значимому празднику - Рождеству Христову.
  А безудержное веселье в пост неуместно.


Категория: Статьи | Добавил: vadgorev (15.12.2010)
Просмотров: 845 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Михаил  
0
Светлана Алексеевна, не совсем понятно Ваше собственное отношение к "святочным забавам". Вам не кажется, что само слово СВЯТКИ говорит об особой СВЯТОСТИ этих дней, а не о разгуле по случаю окончания Поста и Великого праздника Рождества Христова! Не обижайтесь, но Вы же прекрасно понимаете, что информация не может быть нейтральной по отношению к воспринимающему ее. В данном случае, эта информация становится наглядным и очень убедительным пособием, тем более, что автор пособия награжден аж двумя орденами.

И еще, получается так, по смыслу текста, что в путанице с новым годом виновата Русская Православная Церковь, которая "так и не перешла официально на григорианский календарь"???
Это мое мнение. Хотелось бы познакомиться с мнением священнослужителей.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы adm --
Борисоглебские вести © 2024
Все права защищены. При копировании гиперактивная ссылка на "Борисоглебские вести" обязательна. Материалы заголовки которых помечены знаком * публикуются на правах рекламы
Бесплатный хостинг uCoz